Ноль один — для нашей пользы

Ноль один — для нашей пользыВалентин Бердута

Первая отечественная дизельная автомотриса АД-01 под номером 001 проходит опытную эксплуатацию на перегонах Лозовской дистанции электроснабжения Южной магистрали. По всем техническим и эксплуатационным характеристикам новинка, созданная на предприятии «Днепроспецмаш», значительно превосходит хорошо известные АДМ. 

Энергетики испытали машину в деле и уверяют, что ей нет равных. О том, какие же возможности прячутся за столь кратким заключением профессионалов, речь пойдет чуть дальше. Но прежде надо сказать о том, с чего все началось. В 2012 г. Укрзализныця подготовила техническое задание, согласно которому на «Днепроспецмаше» был выполнен весь комплекс работ — от чертежа до готовой к эксплуатации автомотрисы. Ей-то и суждено было заменить старенькие «адээмки» энергетиков.

Два «руля» в одной кабине

Первое, на что обращаешь внимание, обозревая новинку, так это три оси вместо двух, необычно просторная, свободная от нагроможденных механизмов (в отличие от АДМ) палуба и вместительная кабина без привычно застывшего на крыше подъемного оборудования. Кран в данном случае сместился на противоположную от кабины сторону. Единственное, что осталось на прежнем месте, так это подъемная площадка.

— Куда все девалось? — переспросил машинист АД-01 Андрей Ткач. — Спрятали. Да, в буквальном смысле. Вся трансмиссия размещена под палубой. Присмотритесь к тому, что длина автомотрисы несколько больше, чем АДМ. Эта особенность и позволила воплотить оригинальное инженерное решение. Теперь места вдоволь для инструмента, фиксаторов, струн и прочих деталей, без которых на линии делать нечего. На такой автомотрисе каждый выезд в район контактной сети — как праздник. Все никак не привыкнем к совершенству, поэтому и радуемся. Знаете, это как с «копейки» пересесть на «Мерседес». У автомотрисы не кабина, а вагон «люкс»: кондиционер, обогреватель, работающий автономно от двигателя, очень удобные для работы и отдыха кресла итальянской фирмы «FISA». Здесь свободно могут расположиться десять человек, не считая членов локомотивной бригады. Это, собственно говоря, и все, что касается комфорта. Но в нашем деле главное — техническая часть и управление. Что сказать? Пожалуй, это единственная в Украине автомотриса, которая оборудована двумя бортовыми компьютерами. На мониторах, как в зеркале, отражается работа и «самочувствие» двигателя, узлов и агрегатов. В случае возникновения неполадки компьютер сразу же известит машиниста. Помимо множества функций программное обеспечение заблаговременно напоминает о том, что пришло время проводить техническое обслуживание. Если вдруг просрочишь дату ТО — система не разрешит запустить двигатель. Такого в нашей практике, конечно, не случается, но лишняя бдительность не помешает. Под «капотом» автомотрисы упрятано 380 л. с., которые без устали долгие годы будет выдавать на-гора американский двигатель «Cummins». Вообще-то заморского добра здесь немало. Вот, к примеру, гидродинамическая передача германской фирмы «Voith». Кстати, данные агрегаты имеют сервисные центры в Украине. Но полагаю, что обращаться к ним за помощью придется не скоро, поскольку надо обладать особыми умением, чтобы суметь вывести из строя такую технику.

Грузоподъемное оборудование «Palfinger» (Австрия) тоже из серии безотказного. Управление краном предусмотрено как стационарно, так и с помощью дистанционного пульта. Это очень удобно и эффективно в работе. Ведь иногда из-за недостаточного обзора кабины не так-то просто управлять стрелой. Что же касается обзора во время движения, то по этой части тоже имеется эксклюзив: в кабине установлено... два пульта управления. Один — в передней части, а второй — в задней. Скажу вам, что это очень удачное ноу-хау! Ведь прежде на АДМ было сложно выполнять задний ход. Требовалась особая бдительность, внимание. А теперь перешел к другому пульту — и, собственно, никакой разницы куда ехать. Так что безопасность на этот счет учтена до мелочей.

И бур в придачу

Внимая увлекательному рассказу машиниста, поневоле задаешься вопросом, каким образом удалось энергетикам Южной магистрали заполучить такое чудо. Ведь повезло же. Но оказалось, что никакого везения нет. Все куда прозаичней: не было бы счастья, да несчастье помогло.

— В 2012 г. для обеспечения пассажирских перевозок во время чемпионата Европы по футболу на участке Лозовая—Красноград—Полтава было электрифицировано сотни километров пути. В результате такого расширения в структуре дистанций электроснабжения (ЭЧ) было создано пять районов контактной сети (ЭЧК). Но создать свое подразделение — это еще полдела. А где взять технику? Ведь ЭЧК без АДМ все равно, что повозка без лошади, — говорит начальник службы электроснабжения Южной магистрали Сергей Кравчук.— Пришлось в срочном порядке поднимать ремонтом то, что теоретически является неподъемным. Словом, с горем пополам вышли из положения. Но не настолько, чтобы проблему можно было считать решенной. Через какое-то время «Днепроспецмаш» завершил изготовление первой автомотрисы, а мы оказались, так сказать, первоочередниками...

Позади — семь месяцев опытной эксплуатации, то есть времени было предостаточно, чтобы по праву оценить новинку. Полагаю, что она заслуживает твердой пятерки. Это как раз тот случай, когда первый блин вышел не комом. И, по сути, одна АД-01 нам заменила две машины, которые прежде требовались для установки опор на линии, а именно кран и буровую установку. Да, на старых АДМ есть подъемный механизм, но он не настолько мощный, чтобы поднимать опоры весом в три тонны. Кроме того, вылет стрелы «адээмки» — до 6 м, следовательно, особенно не развернешься. А новая автомотриса оборудована краном-манипулятором грузоподъёмностью 7,85 т. Вылет его стрелы достигает 12,2 м. Это и есть то, что нам нужно. Вдобавок ко всему изготовитель АД-01 предусмотрел установку дополнительного съемного оборудования, которым может быть бур, грейфер, паллетница и т. д. И вот буквально сегодня мы вооружили автомотрису буровым механизмом. Теперь в таком виде машина беспроблемно сможет устанавливать опоры на линии.

serega.JPGНачальник службы электроснабжения Южной дороги Сергей КРАВЧУК:

«За время опытной эксплуатации техника ни разу не закапризничала. Специалисты дистанции уже благополучно выполнили техническое обслуживание после первой наработанной сотни моточасов. А в эти дни готовятся к ТО-1, которое предусмотрено после 600 моточасов эксплуатации. Будем менять масло, фильтры очистки, проверять крепежи узлов и механизмов. Словом, с новинкой освоились и уже не представляют без нее успешной работы».

andre.JPGМашинист автомотрисы Андрей ТКАЧ:

«Хочу отметить функциональные возможности крана и монтажной площадки, которая, между прочим, изолирована и нефиксирована. То есть по необходимости в процессе работы ее можно поворачивать на все четыре стороны. Мало того, вылет площадки достигает 9 м от оси автомотрисы. Воздушная «маневренность» площадки настолько гибкая, что ее можно легко подвести под самые сложные хитросплетения проводов и крепления контактной сети».

 
Для добавления комментариев Вы должны быть зарегистрированы.
регистрация | авторизация
 Август 2017 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
Як Ви адаптуєтеся до спекотних днів?
Не вилажу з водойми (1)
+35 це хіба спека? (1)
П’ю багато зеленого чаю (0)

ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Залізничне перехрестя Погода в Києві
 
Все права защищены c 1992-2010 Редакция газеты "Магистраль"
При полной перепечатке материала ссылка на статью обязательна.
При частичной перепечатке материалов сайта ссылка на www.magistral-uz.com.ua обязательна.
Контакты: Тел. / факс: 465-01-90, E-mail: magistral@uz.gov.ua