16.09 2015 / Социум

Не формализм, а осознанная необходимость

Не формализм, а осознанная необходимостьДмитрий Коновалов

С 2009 г. в пассажирском вагонном депо Бахмач не произошло ни одного несчастного случая, связанного с производством. Это один из лучших показателей на Юго-Западной железной дороге.

Как убедился корреспондент «Магістралі», такой результат — следствие того, что на предприятии выполнение требований инструкций по охране труда — не просто формализм, а осознаваемая почти всеми работниками жизненная необходимость.

Производственный травматизм

Начальник сектора по охране труда Сергей Погорелый работает на этой должности уже больше 10 лет. Он поименно знает всех работников предприятия и тех, кто за эти годы получал травмы на производстве, как в связи с выполнением трудовых обязанностей, так и без нее. «Коллектив у нас большой, около 700 человек. В наших цехах ежедневно работает 36 подъемных механизмов. По этому показателю депо Бахмач — пожалуй, самое крупное предприятие в Черниговской области. Конечно же, такой большой производственный комплекс не может работать вообще без производственного травматизма. Так, в 2008 и 2009 гг. у нас один за другим произошло два несчастных случая, причем оба при одинаковых обстоятельствах. Работая ударным инструментом во время крепления кузова вагона к колесным парам, слесарь ударил по шпинтону — и от него отлетел осколок. А поскольку слесарь работал без защитных очков, металлический фрагмент попал в глаз», — рассказал инженер.

Этими словами можно описать оба происшествия, причем и в том и в другом случае наступила временная потеря трудоспособности. И чтобы не допустить подобных инцидентов в будущем, на предприятии был проведен целый комплекс мероприятий. Во-первых, весь коллектив прошел внеплановые инструктажи. Во-вторых, закупили дополнительную партию защитных очков. И наконец, самое серьезное внимание было уделено изготовлению стендов с наглядной информацией по охране труда. Новые стенды разместили во всех без исключения цехах депо вместо старых износившихся щитов, которые в полной мере уже не могли выполнять функцию ежедневного напоминания рабочим о необходимости соблюдать правила техники безопасности.

«Художественная самодеятельность»

«Новые стенды делали собственными силами, — вспоминает С. Погорелый. — В интернете находили броскую графическую информацию, наглядно описывающую действия или запреты по охране труда. После этого найденное распечатывали на обычных листах бумаги, а для долговечности их ламинировали. А наш художник оформлял стенды, придавая им эстетический вид». И теперь человеку, находящемуся в цеху, невозможно их не заметить. Каждый может, что называется, не отрываясь от рабочего места, освежить свои знания в сфере техники безопасности.

vagonB.JPGНо, естественно, далеко не у каждого такое желание возникает. Поэтому существует целая система, мотивирующая работников не только знать инструкции по охране труда, но и придерживаться их в повседневной работе. Эту систему в депо Бахмач, так же как и на других предприятиях Юго-Западной железной дороги, ввели по решению руководства магистрали. В ее основе — простая идея стимулирования рабочего выполнять требования по охране труда под страхом наступления негативных для него последствий, например в виде лишения премий, или даже в виде увольнения в связи с низкой квалификацией. Реализовали эту идею путем выдачи всем работникам, поступающим в депо после прохождения инструктажа и сдачи экзаменов на знание правил техники безопасности, талона с перечеркнутой зеленой полосой. Наличие такого талона у работника означает, что за ним не числятся никакие нарушения требований по охране труда. Если же факт такого нарушения фиксируется, то этот талон изымают, а взамен выдают с желтой полосой. В таком случае работнику дается трехмесячный испытательный срок, в течение которого за ним внимательно наблюдают. И если его снова уличают в нарушениях правил, то выдают талон с красной полосой, а это уже лишение всех премий и необходимость пересдачи экзамена на знание инструкций по охране труда. И если со второй попытки работник такой экзамен не сдает, то его отстраняют от выполнения работ, связанных с повышенной опасностью. А поскольку в депо почти все работы так или иначе связаны с такой опасностью, то на практике это означает увольнение. Однако, в депо Бахмач хоть и действует такая система довольно давно, но дело до талона с красной полосой еще не доходило. Да и талон с желтой полосой — редкое явление. Все-таки после случая с попаданием в глаз осколка никто уже не рискует, скажем, приступить к работам без защитных очков или каски.

Безопасные условия труда

С другой стороны, администрация депо старается создать на предприятии максимально безопасные условия труда, хоть это в настоящее время крайне сложно ввиду недостаточного финансирования. Например, на приемной площадке, на которой отремонтированные вагоны предъявляются приемщику, еще в прошлом году были смонтированы страховочные тросы, предназначенные для страховки работников, проводящих работы на крыше вагона. Кроме того, на этой площадке были установлены прожекторы, хорошо освещающие пространство в ночное время. Это также снижает риски получения травмы вследствие плохого освещения.

«Страховочные тросы мы смонтировали в связи с тем, что во время приемки иногда выявляются какие-то недостатки в ремонте крыши вагона. Например, может быть найден какой-либо небольшой дефект покраски, который можно устранить без перемещения вагона снова в цех. Для этого маляру нужно просто подняться на крышу и исправить дефект. Но без страховочного троса такая операция чревата падением с почти пятиметровой высоты на асфальт. Поэтому мы дали возможность маляру закрепиться с помощью монтажного пояса к тросу, который не даст ему упасть», — объяснил Сергей Погорелый.

Гораздо сложнее технологически обеспечить безопасную работу дробеструйщика, ведь ему приходится работать в камере, где вместо воздуха — сплошная пыль вперемешку с грязью и дробью. Эта дробь подается под таким давлением, что попадание ее на незащищенные участки тела приводит к тяжелейшим травмам. Поэтому перед началом работы в дробеструйной камере специалиста облачают как космонавта: одевают специальный защитный костюм из кожи, а голову и соответственно органы дыхания защищают с помощью шлема, оснащенного специальным патрубком для подачи воздуха. Причем этот воздух перед подачей работнику проходит очистку и подогрев для того, чтобы он был пригоден для дыхания. И только в таком «скафандре» дробеструйщик допускается к работам.

Такие защитные костюмы поступили вместе с дробеструйной камерой, которую в депо установили относительно недавно — в 2010 г. И за это время защитные шлемы успели износиться. Поэтому приобрели новые, которые добавили и новую проблему. Дело в том, что старый шлем был обтянут кожей, которая поглощала звук от попадания дроби, а вновь приобретенное изделие такой защиты не имеет. Поэтому во время работы в шлеме создается очень сильный шум, который может причинить вред здоровью рабочего. Пока же дробеструйщики защищают, как могут, органы слуха с помощью подручных средств. Но руководство депо знает об этой проблеме и по мере возможности пытается ее решить. Ведь охрана труда на предприятии в списке приоритетов занимает одно из первых мест.

 
Для добавления комментариев Вы должны быть зарегистрированы.
регистрация | авторизация
 Сентябрь 2017 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Як Ви адаптуєтеся до спекотних днів?
Не вилажу з водойми (1)
+35 це хіба спека? (1)
П’ю багато зеленого чаю (0)

ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Залізничне перехрестя Погода в Києві
 
Все права защищены c 1992-2010 Редакция газеты "Магистраль"
При полной перепечатке материала ссылка на статью обязательна.
При частичной перепечатке материалов сайта ссылка на www.magistral-uz.com.ua обязательна.
Контакты: Тел. / факс: 465-01-90, E-mail: magistral@uz.gov.ua