Диалог за чашкой кофе

Диалог за чашкой кофе

В преддверии Дня железнодорожника и.о. Генерального директора Укрзализныци Александр Завгородний встретился с журналистами. Но не на официальной пресс-конференции, а в неформальной обстановке — за чашкой кофе. В разговоре «без купюр» главный железнодорожник страны рассказал о текущем состоянии отрасли, тарифах, реформировании и планах на следующий год.

— В железнодорожной отрасли сегодня работает более 300 тыс. чел. — это 2 % работающего населения страны, — начал разговор Александр Завгородний. — То есть каждый 52-й человек в Украине — железнодорожник. Поэтому развитие нашей отрасли — важно для всей экономики страны.

В отличие от монотонных пресс-конференций встреча перешла в оживленную беседу. Журналисты ведущих экономических и транспортных изданий и информационных агентств просто засыпали руководителя отрасли вопросами.

О хабах

— Я родом из Казатина. Думаю, многих сейчас интересует, какие изменения ждут такие крупные узловые станции, как Казатин, с введением системы хабов?

alex.JPG— Приведу пример, как работает транспортная система за рубежом. Между Парижем, Страсбургом и Штутгартом ходит скоростной поезд (расстояние — около 450 км). Он делает всего две остановки. У нас же скоростной экспресс Интерсити+ Днепропетровск—Киев останавливается пять раз.

С введением системы хабов, такие поезда, как Интерсити, будут ходить по основным магистральным направлениям. Чтобы попасть на такой экспресс, нужно будет воспользоваться региональным поездом, который будет довозить пассажира из предхабового города, такого как Винница, в хаб — Киев. То есть в Казатине уже не будет останавливаться Интерсити+, а станция станет одним из многочисленных звеньев системы хабов, связанной с другими региональным и пригородным сообщениями.

— А что на счет обычных электричек? Они сейчас останавливаются в буквальном смысле возле каждого столба. Как оптимизировать время в дороге?

— Сегодня наши пригородные поезда курсируют на расстояния более 250 км. Разве это пригород? Конечно, если на таком маршруте останавливаться на каждом полустанке, дорога покажется вечностью. На самом деле такое расстояние — это задача региональных поездов с четырьмя—пятью остановками. А как раз пригородные составы должны останавливаться часто, но ездить не более чем на 100 км. Тогда время поездки будет сбалансированным. Такую иерархию и предусматривает система хабов. Но прежде чем ее ввести, нужно привести в порядок электрички и найти средства на региональные поезда. А так как, в отличие от автотранспорта, мы содержим не только подвижной состав, но и всю инфраструктуру, сделать это очень сложно. В данном случае не стоит забывать и об убытках от перевозки льготников. Например, в этом году из местных бюджетов нам компенсировали всего 22,6 %. А за последние три года общий объем недофинансирования компенсаций от государства за льготные перевозки пассажиров составляет 1,3 млрд грн! Это при том, что один электропоезд Крюковского вагоностроительного завода стоит около 350 млн грн. Можно посчитать, сколько новых поездов по сути недополучила железная дорога…

— Правда, что при введении системы хабов будут отменены ночные поезда?

— Не совсем так. Пока только планируется сокращение их количества. Мы разработали специальную программу, которая сейчас находится на финальной стадии подготовки. Думаю, уже 1 декабря выложим ее на официальном сайте Укрзализныци (www.uz.gov.ua) на обсуждение общественности. Дело в том, что до начала летних пассажирских перевозок 2016 г. нам придется исключить из парка 350 давно «переживших» свой срок годности вагонов. Но их нужно чем-то заменить. Поэтому, в соответствии с нашей программой, с 1 января по 1 июля 2016 г. мы планируем ввести в эксплуатацию 16 региональных поездов. Это мини-интерсити, с удобными креслами, барами и санузлами, но с предельной скоростью до 120 км/ч. Один такой поезд делается около двух месяцев и сможет за раз перевезти 640 пассажиров. Кроме того, для сохранения пассажиропотока, мы запустим два электропоезда SKODA (1 декабря 2015 г. и 1 марта 2016 г.), которые более 1,5 года простояли в ремонте. На их починку нужно было выделить 25 млн грн. Но этого почему-то не сделали. И в результате, от простоя этих экспрессов, Укрзализныця потеряла 320 млн грн… «Шкоды» планируется пустить либо по кольцу Полтава—Кременчуг—Киев, либо Кременчуг—Днепропетровск—Харьков.

О тарифах

— Во сколько раз нужно повысить тарифы на перевозки, чтобы пассажирские поезда стали хотя бы самоокупаемыми и не приносили убытки?

— Мы тщательно просчитываем экономику каждого поезда. И как только состав становится нерентабельным, мы либо минимизируем убытки, либо вообще отменяем такой маршрут. С 1 декабря планируем начать формирование пассажирских и грузовых компаний с абсолютно другой методикой распределения расходов. Конечно, остаются проблемы с финансированием на приобретение нового подвижного состава. В Европе средства на это выделяет государство. У нас же за последние 20 лет все операции проводятся за счет оборотных ресурсов железнодорожников. То есть что заработали, то и потратили на подвижной состав. Выкарабкаться, к сожалению, позволяет только тарифная политика.

— Таким образом, чтобы развиваться, вы планируете поднимать тарифы на грузовые перевозки и после корпоратизации?

— Да, мы планируем поднять тарифы на грузоперевозки с 1 января 2016 г. на 15 % и на 5 % — на перевозку угля. Но это не имеет никакого отношения к корпоратизации или убыточности пассажирских перевозок. Это логическая реакция на ситуацию, которая сегодня сложилась в экономике. За этот год дважды произошло повышение стоимости электроэнергии, государство подняло налоги на землю. Не нужно забывать и про коэффициент инфляции. Да еще и металлургические предприятия почти в три раза повысили цену на металл. Так, в 2014 г. рельс стоил 8 тыс. грн, а сегодня — 24 тыс. грн! И при этом нам удалось еще проиндексировать заработную плату для работников железнодорожного транспорта. Мне кажется, этих условий более чем достаточно для того, чтобы ставить вопрос о поднятии тарифа.

О международном сотрудничестве

— Какие перспективы развития трансграничного сообщения, например на участке Мостицкая—Пшемысль?

— За время работы на занимаемой должности — почти четыре месяца — я побывал с рабочим визитом, посвященным этому вопросу, в Словакии, Молдавии и Белоруссии. Вскоре поеду в Польшу. Отдельная делегация летит еще и в Румынию. Ведутся переговоры и с Венгрией, но пока не назначена дата встречи. Мы активно развиваем трансграничное сотрудничество в нескольких направлениях: снятие всех ограничений на этих участках для грузовых и пассажирских поездов и развитие пассажирского движения. У нас есть линия, которая заходит на территорию Польши по широкой колее в сторону Катовице. Почему по этой линии не пустить пассажирский поезд? Переговоры по этому поводу ведутся не первый месяц. Сегодня также мы активно сотрудничаем и с Молдавией, которая хочет запустить свой поезд между Кишиневом и Одессой. Белорусы же заинтересованы в запуске состава между Минском и Новоалексеевкой.

— Планируется ли развитие контейнерных перевозок?

— Конечно. За три месяца мы провели шесть международных и восемь внутриотраслевых совещаний по поводу курсирования поезда «Викинг». До сегодняшнего дня он следовал от Ильичевска до Вильнюса за 4,5 суток. Мы разработали график, который позволит «Викингу» сократить время в пути до 36 ч. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с Азербайджаном и Грузией о транзитных контрейлерных перевозках по территории Украины. До 1 декабря этого года мы планируем также закончить процедуру передачи паромов в состав ГП «Лиски». На данном этапе, пока оформляется вся необходимая документация, паромы на 108 вагонов каждый находятся в ремонте. Таким образом ПАО «Украинская железная дорога» заберет на себя еще и железнодорожную паромную переправу. Это позволит нам уменьшить и стоимость тарифа, и время доставки груза.

О локомотивах

— Каким образом вы планируете обновлять парк локомотивов?

jurnal.JPG— С 1 декабря в состав ПАО «Украинская железная дорога» войдут предприятия и заводы, которые раньше были на балансе Министерства инфраструктуры. Так, например, на Запорожском электровозоремонтном, Львовском локомотиворемонтном и Днепропетровском электровозостроительном заводах, которые с 1 декабря перейдут в ПАО, уже сейчас дополнительно ремонтируют 15—18 локомотивов. А в следующем году мы планируем получить 150 капитально отремонтированных единиц подвижного состава. Это большой скачок: ведь раньше заводы ремонтировали не больше 15 электровозов и тепловозов в год.

Кроме того, сегодня большое внимание уделяется реанимированию тепловозов. Эти машины, после проведения электрификации, не эксплуатировались уже 15—20 лет. Но сегодня, когда на Донбассе уничтожена почти вся инфраструктура и контактная сеть, в экстренном порядке приходится переходить на тепловозную тягу. А с учетом того, что ежесуточно с востока страны ездят до 30 составов с углем — около 150 тыс. т, мы вынуждены ремонтировать и модернизировать много тепловозов.

Кроме того, сейчас мы проводим переговоры с многими международными компаниями по поводу будущего производства локомотивов на территории Украины. Их представители объехали все возможные украинские железнодорожные предприятия. В планах — строительство двухсистемного электровоза. Более конкретно пока ничего сказать не могу.

О нарушителях

— Как вы планируете бороться с безбилетниками?

— Хочу еще раз привести зарубежный пример. Поезд Париж—Лион находится в пути 3,5 ч. Он не делает ни единой остановки. После отправления билеты у пассажиров проверяет стюард. В случае обнаружения «зайца» он должен вызвать на станцию прибытия отряд полиции, который и будет разбираться с безбилетником. Работу стюарда проверяет кондуктор. И если он находит «зайца», не отмеченного стюардом, штраф зарабатывает последний. Кроме того, за 15 мин до прибытия на технической станции заходит бригада, которая инспектирует уже кондуктора. Мы стремимся к такой системе. Сегодня мы оформляем документы по организации зон высадки для пассажиров, чтобы они не могли выйти без билета. Так, для установки турникетов на одной платформе нужно потратить 600—700 тыс. грн. Но они окупаются уже за три месяца.

Кроме того, в ближайшем будущем мы хотим инициировать поднятие штрафов за безбилетный проезд. Сегодня нарушители платят смехотворную сумму — 17 грн, если вообще платят…

— А как бороться с билетной мафией и спекулянтами на вокзалах?

— Для начала с помощью изменений в привычной системе бронирования. Сегодня любой человек может за 24 грн забронировать билет на сайте booking.com.ua. На одну бронь можно зарезервировать восемь билетов, которые потом спекулянты и предлагают пассажирам на вокзалах. Ведь бронь снимается за несколько часов до отправления, когда в кассах уже нет билетов. Поэтому подписано распоряжение, согласно которому жестко меняются условия бронирования. В скором времени пассажир не сможет зарезервировать билет, который находится в текущих сутках, а бронь будет сниматься не позже, чем за 24 ч до отправления поезда. Думаю, это поможет нам бороться с билетной мафией.

О перспективах

— Каким будет финансовый план на 2016 г.?

— Прежде всего мы провели процедуру подготовки и очень рассчитываем получить утвержденный Кабмином финансовый план еще до окончания текущего года. А в нем — увеличение тарифной ставки на 15 %. Это даст нам возможность потратить в будущем году на капитальные инвестиции около 7 млрд грн, а не 3 млрд грн, как в текущем.

— Какие инфраструктурные проекты планируются на 2016 г.?

— В первую очередь, это возобновление электрификации участка Колосовка—Николаев—Помошная. Также будут продолжаться работы в Бескидском тоннеле. В январе 2016 г. мы планируем закончить проходку верхнего уровня слоя, после чего начнем укреплять тоннель. Еще один масштабный проект — это порт Южный, станция Береговая на Одесской железной дороге.

Кроме этого, планируется электрификация участка Ковель—Изов—выход на Белоруссию, а также стыковых участков на Польшу и Словакию.

И, конечно же, в планах — восстановление инфраструктуры Донбасса. Но до этого, к сожалению, еще нужно дожить.

Все эти проекты финансируются через международные банки, за исключением внутренних электрификаций. Программы рассчитаны на три—четыре года и стоят более 600 млн евро.

 
Для добавления комментариев Вы должны быть зарегистрированы.
регистрация | авторизация
 Июль 2017 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
Як Ви адаптуєтеся до спекотних днів?
Не вилажу з водойми (1)
+35 це хіба спека? (1)
П’ю багато зеленого чаю (0)

ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Залізничне перехрестя Погода в Києві
 
Все права защищены c 1992-2010 Редакция газеты "Магистраль"
При полной перепечатке материала ссылка на статью обязательна.
При частичной перепечатке материалов сайта ссылка на www.magistral-uz.com.ua обязательна.
Контакты: Тел. / факс: 465-01-90, E-mail: magistral@uz.gov.ua